Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Директор МБУ  СШ №4

Шульгин
Михаил Петрович.

Личный прием граждан по адресу: 
г. Киров, ул. Щорса, д.35 

(1 этаж) Тел. 41-37-04
Вторник 10:00 -11:00
Четверг 10:00 – 11:00

 

 

Медико-психологическое сопровождение спортсменов

Опубликовано 03.01.2016

Медико-психологическое сопровождение спортсменов в ДЮСШ №4

Спортивная психология  область психологической науки, изучающая закономерности проявления и развития психики

человека в условиях спортивной деятельности.

Главный критерий деятельности  практического психолога спорта - быть полезным спортсмену и тренеру, своим непосредственным участием способствовать росту спортивных результатов и совершенствованию личности спортсмена.

Основные цели психологии спорта:

-       изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях;

-       разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.

Задачи психологической   подготовки:

-       привитие устойчивого интереса к занятиям спорта;

-       формирование установки на тренировочную деятельность;

-       формирование волевых качеств спортсмена, совершенствование эмоциональных свойств личности;

-       развитие коммуникативных свойств личности;

-       развитие и совершенствование интеллекта спортсмена.

 Психологическое сопровождение спортсменов.

 Давно доказано, что успешное выступление на соревнованиях, и общее раскрытие таланта спортсмена более чем наполовину зависят исключительно от его ментальной силы и психологической устойчивости. То есть, даже очень хорошо подготовленный спортсмен при психологическом срыве, случившейся по тем или иным причинам, не сможет показать своих способностей на 100 процентов.

 Вот почему за рубежом во многих командах всё чаще можно увидеть среди руководящего персонала штатных психологов. «Последние сто лет мы тренировали в основном тело,-говорят они. Но в современном спорте физической силы уже не достаточно. Пришло время заняться головой». Тем не менее, к идее пригласить к спортсмену психолога. Тренеры нередко относятся настороженно.

 Конечнолюбой квалифицированный тренер более-менее знаком с психологией. Но всё-таки он работает на результат-голы, очки, метры, секунды... И в погоне за ним психологические проблемы спортсменов часто отходят на второй план. А возникают они постоянно, особенно если речь идёт о спорте высших достижений. Это экстремальный вид деятельности, где неизбежны постоянные стрессы. И помощь психолога в такой ситуации оказывается очень кстати.

 

Психолог помогает раскрыть потенциальный резерв, который помогает направить спортивную деятельность к успеху. Приёмы доступны всем: детям и взрослым, новичкам и профессионалом, поскольку их основа-природные психофизиологические способности людей.

 

Задачи медико-психологического сопровождения спортсменов.

Формирование уверенного поведения в достижении спортивных   результатов.

- Выявление страхов и защитных механизмов.

- Снятие агрессии и развитие эмоционально-волевых процессов.

- Творческая и спортивная самореализация.

- Раскрытие индивидуальных природных способностей и наклонностей.

- Спортивная профориентация (психологический отбор будущих чемпионов в конкретных видах спорта).

- Предсоревновательная подготовка (снятие фобий, повышение мотивации).

- Разработка стратегии поведения во время соревнований.

- Постсоревновательная реабилитация.

- Разрешение различных кризисных ситуаций.

Психологическое консультирование позволяет поддерживать спортсмена и работать с ним и его тренером во время выездных сборов, соревнований, во время прохождения реабилитации.

 

Преемственность Центра здоровья детей с ДЮСШ

 • Проводится оценка уровня психофизиологического, соматического

здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма,

параметром физического развития.

• Выявляются факторы риска состояния здоровья учащихся.

• Проводятся беседы с учащимися, где даются рекомендации по

здоровому образу жизни на руки каждому учащемуся.

• Проводятся беседы с родителями и учащимися об индивидуальной

программе здоровья их детей.

• Даются рекомендации тренерам о проведении мероприятий,

повышающих уровень психофизиологического, соматического

здоровья учащихся.

психолог Макарова С.П.В центре здоровьяВ центре здоровья

 

Моя уверенность в себе, или как сказать "НЕТ". (игра тренинг 7-9 классы).

Цель: знакомство учащихся с навыками уверенного поведения через умение отказывать (курить, употреблять алкоголь, совершать плохие поступки и т. д.)

1. Ход тренинга.

В нашей жизни нам часто необходимо от чего-то отказываться. Ситуации отказа нередко связаны с неприятными переживаниями: страхом обидеть, испортить отношения, чувством вины. Но когда мы отказываем уверенно, спокойно, убедительно, оказывается, что и наш отказ воспринимается спокойно, не вызывает отрицательных эмоций.

Отказывая, важно быть вежливым, но уверенным. Если ваш ответ неубедителен, предлагающий может подумать, что вы колеблетесь и нуждаетесь в более долгом уговаривании. Уверенный, спокойный ответ спасёт вас от ненужный суеты.

2. Упражнение «Очередь».

Инструкция. Разделитесь, пожалуйста, на 2 команды: одна- очередь, другая-эксперты. Все встают в очередь, кроме одного, который пытается пролезть вперёд. Необходимо отказать нахалу. Эксперты оценивают ,насколько удачно удалось отказать. Условие: нельзя кричать, ругаться и использовать физическую силу.

Вопросы:

-         Какие чувства возникают в момент отказа?

-         В чём основная трудность отказа?

-         Почему нам это трудно делать?

-         Чего мы боимся?

 3. 7 способов сказать «НЕТ»

 Вежливо «нет, спасибо» обычно достаточно.

Не хочешь закурить ?

-  Нет, спасибо. Люди понимают, что вы не курите.

* Иногда простое «нет спасибо», кажется, не работает. Люди продолжают предлагать вам   сигарету, хотя вы уже отказались от неё. Их может остановить, если вы повторите ваш отказ.

-  Не хочешь закурить?

Нет спасибо!

-  На, попробуй, это здорово!

- Нет, спасибо, я действительно не курю!

Примечание. Часто, когда мы отказываем, мы ищем причины, убедительные для других. Но вы имеете право не объяснять.

В каких-то ситуациях можно изменить тему разговора:

 - Закурим?

-  Я слышал, что в магазине продаётся новая видеоигра.

* Может случиться,что кто-то действительно начнёт беспокоить вас, настаивать, чтобы вы курили. Вас могут обзывать юнцом, слабаком и т. д. В этой ситуации попытайтесь оставаться спокойным, не поддавайтесь на провокации, не ссорьтесь. Вы можете спросить у предлагающего:» Почему тебе нужно, чтобы я закурил?» Трудно сразу найтись, что ответить на этот вопрос.

-  На, покури.

-  Нет, спасибо!

-  Конечно, ты не дорос ещё, чтобы курить.

-  Зачем тебе нужно, чтобы я закурил?

-  ?

* Иногда лучше извиниться и просто уйти или пройти мимо. В этом случае вы даже не должны отказываться.

-  Куришь? Давай присоединяйся к нам. Просто проходишь мимо, не обращая внимания на  компанию, которая предлагает тебе закурить.

Избегайте тех мест, в которых часто собираются курящие, пьющие.

* Чаще бывайте в компании, в которой (например) не курят.

4. Упражнение « Я умею отказать».

Инструкция. Разбейтесь, пожалуйста, на тройки. Один из вас будет человеком, который хочет предложить своему партнёру сигарету. Второй — человек, не желающий курить, он отказывает одним из тех способов сказать «нет», которое мы с вами только что узнали ( у вас есть карточка с описанием одного из способов, пока её никому не показывайте и не говорите, что в ней написано). Третий участник -наблюдатель, задача которого внимательно следить за происходящим и пока ничего не комментировать.

Для того чтобы игра была более интересной, ведущий должен сказать на ушко человеку, который предлагает сигареты, чтобы он настаивал очень упорно, но не применяя физической силы. Проиграйте ситуацию отказа.

 

Примечание. До начала занятия приготовьте карточки, на которых будут написаны все способы отказа.

 Вопросы:

-         Что увидел наблюдатель?

-         Какой из известных нам способов использовал отказывающий?

-         Насколько эффективен был данный способ?

-         Трудно ли было отказаться? Почему?

 

Далее участники меняются ролями. Наблюдающий становится отказывающим, отказывающий-предлагающим, предлагающий-наблюдающим. При этом все участники по часовой стрелке меняются карточками с формами отказа.

-   Поделись, пожалуйста, впечатлениями о том, что происходило?

-   Какие мысли у вас возникли в ходе упражнения?

 5. Упражнение «Ваши шансы на долголетие».(10-11 кл)

Итак, возьмём число 72. Из него надо будет вычитать или к нему прибавлять набранные в результате ответов очки.

Если вы мужчина, вычтите из 72 цифру 3. Женщинам следует прибавить к 72 цифру 4- они живут в среднем на 7 лет дольше мужчин. Следовательно, у мужчин берётся за основу средняя продолжительность их жизни  69 лет, а у женщин -76 лет.

Если вы живёте в городе с населением более 1 млн человек, то вычтите 2 года.

Если вы живёте в населённом пункте с населением менее 10 тыс человек, то добавьте 2 года.

Если вы планируете в будущем заниматься умственным трудом, отнимите 3 года, если физическим -прибавьте 3 года.

Если вы занимаетесь спортом 5 раз в неделю хотя бы по полчаса, то прибавьте 4 года, если 2-3 раза-прибавьте 2 года.

Если в будущем вы собираетесь вступить в брак-добавьте 5 лет, если нет-вычтите по одному году за каждые 10 лет холостой жизни (начиная с 25 - летнего возраста).

Если вы постоянно спите больше 10 час, вычтите 4 года, если по 7-8 -ничего не вычитайте.

Если вы плохо спите, отнимите 3 года. Большая усталость, как и слишком продолжительный сон,- признак плохого кровообращения.

Если вы нервный, вспыльчивый, агрессивный, отнимите 3 года, если спокойный, уравновешенный-добавьте 3 года.

Если вы счастливы, добавьте 1 год, если несчастливы, отнимите 2 года.

Если вы собираетесь получить среднее образование, добавьте 1 год, если высшее 2 года.

Если ваши бабушка и дедушка дожили до 85 лет, то добавьте 2 года, если оба дожили до 80 лет-4 года, если кто- то из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет(умер от инсульта, инфаркта и т.д.) вычтите 4 года.

Если кто-то из ваших родственников, не дожив до 50 лет, скончался от рака, инфаркта и др., вычтите 3 года.

Если вы выкуриваете больше 3  пачек в день, отнимите 8 лет, если одну- 6 лет, меньше пачки-3года.

Если каждый день вы выпиваете хоть каплю спиртного, вычтите 1 год.

Если ваш вес по сравнению с нормальным для вашего возраста и роста превышает 20 кг, вычтите 8 лет, если 15-20 кг- 4 года, если 5-15 кг - 2 года.

Подсчитали ваш возраст, до которого вы можете дожить. Как видите, на продолжительность жизни влияют разные факторы, в том числе и наследственность. Но многое зависит от самого человека: от его привычек, образа жизни.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

-         Общий рисунок « Человек - украшение мира».

-         Что нового вы узнали о себе? Какие чувства сейчас испытываете?

 Мне очень хочется, чтобы вы всегда помнили эти слова «Здоровье это не всё, но всё без здоровья - ничто».

Психолог - Макарова С.Н.